Панарин Михаил Владимирович
Выступления:
На сегодняшний день на морском и речном транспорте, а также на морской портовой инфраструктуре продолжают сохраняться очень острые и важные проблемы и задачи. Это регулярно происходящие различные катастрофы в море, крушения судов, гибель или пропажа экипажей и пассажиров, столкновение между суднами и тем самым повреждение судов, грузов и т.д., и нередко наносящие большой урон экологической обстановке морской акватории.
Вторая часть задач связана с экономической эффективностью морских перевозок, необходимостью снижению затрат на обслуживание и управление судами, снижению затрат на ГСМ и команду, повышение качества и скорости морских перевозок.
Также остро стоит задача повышения эффективности и снижения затрат на обслуживание морской портовой инфраструктуры.
Эти проблемы и задачи сегодня находят принципиально новые инструменты, технологии и способы решения, например, активно развивающиеся глобальные системы спутниковой связи, позволяющие обеспечить связь в любой точке поверхности Земли, что крайне важно для морского и речного судоходства.
Также развиваются технологии дополненного пилотирования, мониторинга и управления судном, с обеспечением контроля всех узлов и механизмов, снижения и исключения критических режимов работы оборудования судна, повышения сроков службы, снижения затрат на обслуживание.
Безэкипажннное судовождение и е-Навигация являются сегодня одними из наиболее перспективных направлений применения новых, инновационных технологий в области морского и речного транспорта. С одной стороны, можно говорить, что это – часть общей тенденции к автоматизации управления транспортом, созданию интеллектуальных транспортных систем и беспилотных транспортных средств, которую мы наблюдаем и в других видах транспорта: автомобильном, авиационном, железнодорожном. С другой стороны – мы наблюдаем своеобразную революцию, качественный скачок, связанный с проникновением самых передовых информационных технологий, таких как Big Data и Internet of Things в морскую отрасль, которая традиционно отставала от остальных отраслей в применении ИТ.
Малые беспилотные морские аппараты контроля, мониторинга и патрулирования акваторий морских портов, позволяют следить и сигнализировать об утечках с судов нефтепродуктов или других вредных сбросов, а также обеспечивать автоматический безоператорный, самостоятельный процесс сбора и утилизации этих вредных веществ.
Все это позволит перейти уже в ближайшее время от автоматизации судна к автоматизации судовождения, и к безэкипажному судовождению в перспективе. Те же технологии позиционирования, обмена данными, кибербезопасности и др., которые используются для беспилотного транспорта в воздухе и на суше, вполне могут быть применимыми и для водного транспорта. Можно говорить, что ряд ключевых задач для беспилотного морского транспорта уже решен сегодня: позиционирование, движение по заданному маршруту, автоматический анализ обстановки, предотвращения столкновений, надежные пропульсивные установки и судовое оборудование, каналы связи и расширенный обмен информацией, и т.д.
Все эти и другие новейшие технологии позволят в самое ближайшее время произвести качественные изменения и улучшения в сфере морского и речного транспорта, логистике и управления морской портовой инфраструктурой, соответствовать требованиям и оказывать огромную помощь государственным организациям, контролирующим передвижение и безопасность морского и речного флота.