Куликов Роман Сергеевич

ИО заведующий кафедрой Радиотехнических систем
Роман Куликов родился в Москве в 1984 году. Получил дипломы бакалавра и магистра радиотехники в НИУ «МЭИ» (Москва) в 2005 и в 2007 соответственно. Защитил кандидатскую диссертацию там же в 2010 году.
С 2010 года работал в учебно-исследовательском центре при Институте Радиотехники и Электроники в НИУ «МЭИ». С 2012 года работал доцентом, а с 2017 года работает ИО заведующего кафедрой Радиотехнических систем Института Радиотехники и Электроники в НИУ «МЭИ». Область научных интересов включает спутниковую навигацию в условиях города и локальную радионавигацию.

Выступления:

VI Международная конференция «Цифровые и навигационные технологии для умного страхования»
«Комплексирование ГНСС и DSRC как источник данных реального времени о взаимных манёврах участников движения для аналитических задач страховой телематики»
  • В настоящее время страховая телематика быстро развивается. Сбор данных о личном характере вождения позволяет сформировать персональные страховые контракты, что постепенно становится обязательным условием успешной конкуренции на рынке автострахования.

  • Обычно в качестве источника информации для страховой телематики используются встроенные бортовые сенсоры, которые измеряют ускорения, активность и интенсивность манёвров и пр. При этом взаимные манёвры между участниками движения остаются не оцененными.

  • Данные о взаимных манёврах участников движения - ценный источник дополнительной информации как о личном характере вождения вообще, так и о действиях в конкретной аварийной ситуации. Именно в этот момент выносится решение о выплате страховой премии или об отказе в выплате.

  • Обычно для этого проводится экспертиза с участием ГИБДД, что требует много времени и расходов на оплату труда экспертов и ввиду ограниченности исходных данных чревато ошибками.

  • Если бы можно было оценивать взаимные движения участников движения с высокой точностью в автоматическом режиме, то это позволило бы автоматизировать экспертизу аварийных ситуаций, то есть сделать её более точной и мгновенной, что сократило бы издержки на принятие решений.

  • К сожалению, бортовые автономные сенсоры не пригодны для решения такой задачи. Также непригодны и повсеместно распространённые спутниковые навигационные системы, так как их точность, особенно, в условиях города, слишком низка для задачи оценки взаимных манёвров.

  • Возможным решением является комплексирование спутниковых навигационных систем с коммуникационной системой DSRC, получающей всё большее распространение.

  • Система коммуникации DSRC является родственной семейству стандартов WiFi и оптимизирована под быструю децентрализованную одноранговую коммуникацию автомобилей между собой.

  • Система DSRC позволяет иметь на модеме несколько антенн и проводить фазовые измерения принимаемых сигналов. Это позволяет с помощью алгоритмических мер осуществлять пеленг на источник сигнала. Это даёт информацию о взаимном угловом положении транспортных средств друг относительно друга, что существенно снижает неопределённость оценок координат, получаемых с помощью спутниковых систем навигации.

  • Проведены эксперименты с модемами и получены характеристики точности определения углов пеленга

  • Совместная обработка измерений спутниковых навигационных систем и угловых измерений позволяет более точно оценивать взаимные манёвры участников движения.

  • Данный подход не требует дополнительного аппаратного обеспечения и реализуется на стандартных бортовых устройствах: приёмнике ГНСС, модеме DSRC и вычислителе. В недалёком будущем, при соответствующем рыночном проникновении DSRC, данный подход может стать важным источником дополнительной информации для страховой телематики, что позволит более точно формировать персональные условия страхования и автоматизировать экспертизу аварийных ситуаций.

  •