Рынок навигации прирастает государством

27 сентября 2013
Предпринимаемые правительством и бизнесом шаги по расширению сфер применения, увеличению масштабов внедрения навигационных технологий и услуг на базе системы ГЛОНАСС привели к значительному росту объёма навигационного рынка. Так, в 2012 году объём рынка бортовых устройств систем мониторинга транспорта составил более 550 тысяч единиц, что на 25 с половиной процентов больше, чем в предыдущем году. Регулируемый рынок, а это рынок B2G и транспорт, попадающий под обязательное оснащение, составил почти 40% от общего количества поставленных бортовых устройств.
Необходимо отметить, что потенциальная ёмкость рынка в 2012 году, по данным ГИБДД, составляла более 45 миллионов транспортных средств, большая часть которых – легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили. В сумме они составляют более 6 с половиной миллионов единиц. То есть проникновение навигационных технологий на потенциальный рынок составило немногим более 3%. Но, тем не менее, потенциальный объём неоснащённых транспортных средств в 2012 году более чем в 4 раза превышает суммарный объём оснащённого транспорта за последние 5 лет. Всего было оснащено порядка полутора миллионов единиц транспорта. По самым пессимистичным оценкам, в 2013 году потенциальный объём рынка составит более 47 миллионов единиц, из которых около 7 миллионов единиц – автобусы и грузовой транспорт.
За последние 3 года количество транспортных средств в России ежегодно растёт приблизительно на 4%. В численном выражении это около 1 миллиона 880 тысяч единиц в год. В свою очередь, объём рынка бортовых устройств с функцией навигации прирастает на 20-25%. В этом году, в связи с вступающими требованиями по обязательному оснащению отдельных категорий транспортных средств, эти показатели будут значительно превышены.
По предварительным оценкам Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», в конце первого квартала, по результатам отчётности компаний за 2012 год, на регулируемом и нерегулируемом рынках определились явные лидеры, которые из года в год удерживают свои позиции. Основу рынка по занимаемой доле составляют группа компаний «М2М телематика», «Русские навигационные технологии» и группа компаний «Навигатор». На регулируемом рынке конкуренция более жёсткая, тут на долю лидеров приходится более 80% рынка.
На нерегулируемом рынке на тройку лидеров приходится немногим более половины всего объёма рынка, и крупные игроки занимаются, преимущественно, оснащением предприятий с большими автопарками. В данном сегменте конкурентной стратегией для многих участников рынка может быть оснащение предприятий с малыми автопарками, а это до 30 машин и фокусирование на нишевых потребителях.

Основными факторами, на данный момент оказывающими наибольшее влияние на объёмы рынка, являются:
  • государственное стимулирование через разработку нормативно-правовой и нормативно-технической базы;
  • финансирование оснащения государственного транспорта;
  • поддержание и развитие инфраструктуры навигационной отрасли.
Интересы государства по расширению использования технологий ГЛОНАСС связаны с возвратом инвестиций, вложенных в создание и поддержание системы, а также возможностью применения спутниковой навигации при решении инфраструктурных проблем. Это безопасность на дорогах, пробки, контроль и организация работы служащих.

Игорь Лисовой, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС»
Источник информации: http://vestnik-glonass.ru

Информационные партнеры